team GRB080319B TORTORA

Открытие оптического компонента GRB080319B

7 месяцев назад, 19 марта 2008 года, ровно в 09 часов 12 минут по московскому времени в небе вспыхнула новая звезда. Над Россией в это время уже встало солнце, но вот жители Западного полушария Земли могли разглядеть под правой звездочкой "парашютного купола" созвездия Волопаса ослабевший в 10 раз за минуту объект, который астрономы назвали GRB080319B.
Не известно, удалось ли кому-нибудь увидеть новую звезду, хотя она была примерно в два раза ярче предела чувствительности невооруженного глаза. А вот два небольших автоматических телескопа - российско-итальянский TORTORA и польский Pi of the Sky - обнаружили и впервые исследовали этот оптический транзиент, сопровождавший гамма-всплеск GRB080319B, зарегистрированный орбитальным гамма-телескопом Swift. Результаты исследований GRB080319B российско-итальянским и польским инструментами, а также множеством астрономических приборов, наблюдавших излучение всплеска на всех частотах, опубликованы в одном из сентябрьских номеров Nature.
Телескоп TORTORA (в переводе с итальянского - голубка, горлица) создан сотрудниками нашей обсерватории и научно-исследовательского института прецизионного приборостроения (НИИ ПП), а также итальянскими астрономами из Болонского университета и обсерватории Брера.
О деталях полученных результатов в популярном изложении можно узнать на странице gazeta.ru.
Дополнительную информацию об исследованиях GRB080319B можно найти на сайтах:
Royal Astronomical Society
NASA